Saturday, 17 October 2015

Éric Alfred Leslie Satie



Эрик Альфред Лесли Сати
17 мая 1866 года, 
Онфлёр — 1 июля 1925 года, Париж

Французский композитор и пианист. Сати был выдающимся деятелем начала 20 века Парижского авангарда. Его труды стали предтечей движений минимализм, «ненавязчивая музыка» и Театр Абсурда. Впервые Сати стал известен как «гимнопедист» в 1887, создав труд Gymnopédies. (Гимнопедия в древней Спарте праздник, в ходе которого юноши показывали свои атлетические и военные навыки через боевой танец. Впервые подобные танцы были представлены в 668 году до н.э.). Позже сам же Сати называл себя «phonometrician», что означает «тот, кто измеряет звуки».

Сати был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами и любил разыгрывать друзей. Он давал своим произведениям такие названия, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Досада» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз. Эрик Сати был эмоциональным человеком и, хотя для своей «Музыки как предмета обстановки» использовал мелодии Камиля Сен-Санса, искренне его ненавидел.

18 января 1893 года Сати вступает в любовные отношения с художницей Сюзанн Валадон. Несмотря на то, что он предложил ей руку и сердце после первой же их совместной ночи, они так и не связали себя узами брака. Однако, Сюзанн поселилась в комнате на Рю Корто недалеко от Сати. Эрик сочинял пламенные строки о "всем ее существовании, ее красивых глазах, ее мягких и нежных руках и крошечных ножках" и писал в ее честь свои знаменитые Danses Gothiques, "молитвенный обет самому глубокому спокойствию моего рассудка и абсолютной безмятежности моей души", в то время как она писала его портрет.
"Раздражения"
Пятью месяцами позже, 20 июня они расстались. Их разрыв вдребезги разбил Сати "леденящим одиночеством, наполняющим голову пустотой, а сердце - тоской". В жизни Эрика более никогда не случалось таких серьезных, преданных и сентиментальных отношений. Будто бы для того, чтобы наказать себя самого, он написал Vexations (или "Раздражения"), произведение для фортепиано (формы A-A1-A-A2) - короткая мелодия, повторяющаяся ровно 840 раз. Во главе партитуры он оставляет заметку: "Чтобы сыграть этот мотив 840 раз подряд без малейших остановок, стоит подготовиться заранее, оставаясь абсолютно неподвижным в самой мертвой тишине". Исполнение произведения может занять от 14 до 24 часов в зависимости от темпа, выбранного исполнителем.
Около 7 десятилетей спустя, в 1963 году в Нью-Йорке Джон Кейдж решился интрепретировать Vexations, собрав команду из 10 музыкантов, сменяющих друг друга за клавиатурой в течение 18 часов, пытаясь реализовать директиву автора идеально точно.
Пьеса произвела большое впечатление на минималистов. В последующих исполнениях участвовали Мередит Монк (1996), Гэвин Брайерс, Кристофер Гоббс (1971), Жан-Мишель Боссини (2004).

Erik Satie ... VEXATIONS [excerpt I] (1893)
Каррикатура Эрика Сати
Santiago Rusiñol, 1891

Сати до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике; саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Широкой публике его творчество стало известно благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов в 1911 году и познакомившему его с хорошими издателями.

Эрик Сати умер от цирроза печени в результате чрезмерного употребления алкоголя 1 июля 1925 года в рабочем пригороде Аркёй близ Парижа. Его смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века его творчество стало возвращаться в активное пространство. Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века.

Eric Satie - Trois Gymnopédies & Gnossiennes (скачать, прослушать)


No comments:

Post a Comment